Независимый журналист Кристина Пашковская о новом сингле "Красная Кутерьма"
Лес — пространство мифа, юнгианский символ бессознательного. Лес-бессознательное, о котором поют «Грачи» больше похож на тюрьму. В нем нет сказочных героев. Звери там неотличимы друг от друга — они молчат, боятся, и, кажется, нечувствительны к жестокости, не замечают зла. Впрочем, один архетип в нем все-таки есть: архетип отца, ставшего для обитателей леса богом. В тексте он так и назван — «папа».
Трек написан на стихотворение петербургской поэтессы Лилы Южановой. Вот что об этом говорит Саша Сараева, фронтвумен команды:
— Лирика Лилы мне давно очень нравится. Когда я прочла стихотворение «Молчата», сразу попросила ее дописать припевные части. Они подводят черту под содержанием этого трека:
Ты поневоле залез в этот безмолвный лес.
Русская кутерьма, мир, а в уме тюрьма
Даже весна не гарант, бьёт по цветочкам град.
Красные терема, русская кутерьма.
Тирания превращает свободу слова в свободу молчания: говорить нельзя, зато молчать можно о чем угодно. Один из способов высказаться — петь о молчании. В треке использована русская хроматическая гармоника, гармонь-хромка: инструмент, который ассоциируется никак не с покорностью, наоборот: с разудалым весельем, той самой кутерьмой. Это нежелание вписываться в рамки — обратная сторона русского молчания.
Все помнят фразу, которой заканчивается трагедия Пушкина «Борис Годунов». Боярин, один из убийц вдовы и сына Годунова, «выступает с обращением» к народу, заявляя, что они сами себя отравили. И призывает приветствовать нового царя. Народ — правильно — безмолвствует. В этом молчании не покорность, не безразличие, а протест.
Вот и в нашем безмолвном лесу слишком тихо. Угрожающе тихо.